Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Отмена круглой печати с 2015 года

На протяжении многих лет круглая печать была неотъемлемым атрибутом в работе юридических лиц. Обязательность ее наличия не подвергалась сомнению до апреля 2015 года, даты вступления в действие ФЗ № 82 от 06.04.2015г. Коснувшиеся деятельности ООО и АО поправки, фактически, изменили статус печати и отнесли вопрос о ее наличии к ведению самих организаций. В нашей статье мы разберем: стоит ли отказываться от печати, где необходимо фиксировать свое решение и как оно повлияет на дальнейшую жизнь компании.

Смысл нововведения состоит в том, что печать, из-за возможных подделок и невозможности использования при электронных операциях, признается морально устаревшим и ненадежным реквизитом. Оттиск печати лишь создает видимость подлинности, но не гарантирует ее. А при обмене документами и платежами с помощью электронных систем печать вообще неприменима. Однако считать, что круглые печати отменили полностью и они совершенно не нужны теперь тоже неверно.

Особенности применения печатей по-новому

Теперь, компания сама может решать нужна ей печать или нет. Таким образом, в зависимости от этого, следует то, что:

  1. Если принимается решение, что круглая печать ООО или АО не используется, то и ее оттиск на документах не фигурирует нигде.
  2. Если организация не отказывается от печати, то ее оттиск необходим лишь для документов, указанных в федеральном законодательстве. В остальных случаях присутствие печати под документом необязательно.

Обратит внимание, что в некоторых случаях законодательство практически не позволяет отказаться от печати. Следовательно, можно видеть, что внесенные поправки еще не полностью согласованы с действующими нормами.

Например, такая двоякая ситуация касается компаний, занимающихся оценочной деятельностью. Так при оформлении оценочного отчета нужна круглая печать, закон устанавливает эту норму статьей 11 ФЗ № 135. На сегодняшний день существует предложение дополнить Закон, описывающий деятельность оценщиков, положением об обязанности таких организаций иметь печать и пользоваться ею.

Важно отметить, что свой выбор – использовать или нет печать – компания должна отразить в уставе. О том, как формулировать это в документе и каковы последствия решений, рассмотрим далее.

Организация не отказывается от использования печати

Как лучше формулировать в уставе решение о печати. Если устав содержит формулировку: «Организация вправе иметь печать», это приводит к двоякому толкованию и возможным проблемам в дальнейшей работе. Поэтому для ООО или АО, не отказавшимся от пользования печатью, в устав следует вписать фразу: «Общество имеет круглую печать».

С одной стороны, отказ от печати упрощает документооборот, а с другой, вынуждает постоянно отслеживать изменения в федеральном законодательстве, дабы быть в курсе перечня документов, под которыми оттиск может быть обязательным.

Если в уставе нет записи о печати, или формулировка гласит о праве ее иметь и использовать, то изменения необходимы. Хотя законом не оговариваются сроки проведения такой корректировки, лучше ее сделать как можно быстрее. Текст изменений утверждается на общем собрании и, согласно ФЗ 14 об АО, ФЗ № 208 об ООО и ФЗ № 129 о гос. регистрации, регистрируется в ИФНС, а затем заносится в ЕГРЮЛ. Однако, если формулировка изначально грамотна, корректировать устав не нужно.

Организация работает без печати

Согласно нормам нового ФЗ № 82 отмена круглой печати с 2015 года коснется ООО или АО лишь в том случае, если после регистрации в ЕГРЮЛ в устав вносятся коррективы относительно отсутствия печати. А именно:

  • Если в уставе есть указание на наличие печати, формулировка убирается.
  • Если же устав не содержит упоминания о печати, по закону это означает ее отсутствие. Однако такое положение может потребовать доказательства и долгой проработки устава. Чтобы устранить возможные препоны для заключения договоров и другой деятельности, лучше внести в устав формулировку: «Общество не имеет печати».

Необходимость печати при оформлении первичных и иных документов

Оттиск печати традиционно ставился (и ставится) на огромном числе документов, включая трудовые книжки и листы нетрудоспособности, первичную документацию и всевозможные формы отчетности.

С принятием ФЗ № 82 для ООО и АО присутствие печати в этих документах становится необязательным, поскольку нормы, требующие наличия оттиска, содержатся в приказах, актах и прочих подзаконных актах, а не в федеральных законах. Поэтому в ряде случаев компании, имеющие печать, вправе ее не ставить под теми или иными документами.

Но такой шаг может вызвать как недоумение рядовых работников, так и непонимание партнеров и сотрудников служб, с которыми приходится взаимодействовать. Что же делать в таком случае, пока не даны комментарии законодателями.

Для наглядности хорошим примером может стать реакция работника, который при увольнении получает трудовую книжку, где отсутствует круглая печать организации. По устоявшимся за многие годы представлениям, это означает, что запись об увольнении не заверена. Чтобы избежать такого непонимания и связанного с ним негатива, сотрудники службы занятости предупреждают об осторожном использовании норм введенного закона.

Постановка печати в документах кадровых служб

В целях упрощения документооборота и развития современных способов идентификации, АО и ООО теперь вправе отказаться от круглой печати. Что же касается МУП и ГУП, а также некоммерческих организаций, то их отмена круглой печати с 2015 года не касается. В их отношении нормы, касающиеся печати, не менялись. Эти организации должны иметь печать в соответствии с ФЗ № 161 и ФЗ № 7.

Но следует учесть, что норма использования печати, касающаяся ООО и АО, до сих пор имеется и в Правилах ведения трудовых книжек, и в Инструкции по их заполнению. А значит, проблема затрагивает интересы не только служб занятости и кадровиков предприятий, но и органов ПФР, а также инспекций по труду.

  • Если общество в уставе указало наличие печати, ее проставление будет обязательным во всех случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
  • Если же наличие круглой печати уставом не предусмотрено, организация не обязана ее использовать. При этом договоры и правовые акты не могут обязать организацию ставить печать.

Разрешить имеющуюся дилемму должны уполномоченные органы, в числе которых и Минтруд России. Пока спорный вопрос не разрешен, обществам придется взвесить все аргументы, прежде чем полностью отказаться от печати в документообороте. Тем более что инструкции по заполнению документов также до сих пор не откорректированы.

Использование печати в отчетности для налоговых и страховых органов

ФЗ № 212, раскрывающий нормы, касающиеся страховых взносов, не затрагивает вопросов печати под отчетностью. Казалось бы, возможна отмена круглой печати, закон же не требует обязательного наличия печати. Но посвященный заполнению отчетности порядок, а именно форме 4-ФСС, предусматривает ее наличие. Причем оттиск обязателен и под исправлениями в расчете по взносам, идущим на нужды социального страхования.

И в этом случае образуется дилемма между требованиями федерального законодательства и подзаконных актов, которая с юридической точки зрения решается в пользу главенствующего закона.

В свете нового закона ФЗ № 82 пока можно сказать, что подготовились только банковские организации. Так, если компания отказывается от круглой печати, в банках согласно выпущенной ЦБ Инструкции № 153-И могут предложить оформить карточку, применяемую для работающих без печати иностранных компаний.

Печать при оформлении больничных листов

А вот отмена круглой печати в листках нетрудоспособности, наверное, должна быть отложена, поскольку вероятны иски со стороны рядовых работников. Так считают специалисты служб занятости.

Если работодатели, являющиеся физическими лицами, в больничном листе работника ставят печать лишь при ее наличии, то по аналогии, очевидно, должны действовать и хозяйственные общества. Такой подход обоснован тем, что федеральный закон не говорит, что круглая печать – это обязательный атрибут оформления листка нетрудоспособности.

Но ни Порядок заполнения документов, ни сами бланки пока не приведены в соответствие с нормами закона.

Печать при закреплении договоров

Российское законодательство не предусматривает, что договоры непременно закрепляются печатью. Однако стороны, подписывающие соглашение, вправе самостоятельно взять такое обязательство.

  • Если в самом договоре указывается, что и этот текст, и возможные изменения к нему скрепляются печатями, то отмена круглой печати с 2015 года может стать причиной тому, что письменная форм соглашения согласно ст. 160 ГК РФ может признаваться невыполненной. Это не несет катастрофических последствий, но при споре по договору не поставившая свою печать сторона не сможет сослаться на показания свидетелей. Это закреплено в ст. 162 ГК РФ.
  • Если договором предусмотрено, что без печатей сторон он недействителен, то по ст. 160 ГК РФ отсутствие оттиска для обеих сторон означает возврат друг другу всего, что согласно ст. 167 ГК РФ получено по сделке.

Следовательно, чтобы исключить возможные последствия и риски:

  • необходимо изучить договора по действующим сделкам и не отказываться от использования печати там, где она необходима по тексту договора, или по согласию с контрагентами внести изменения в имеющееся соглашение;
  • при заключении договоров, если круглая печать больше не используется, на этом акцентируют особое внимание партнеров и следят, чтобы подписываемый текст не включал норм об обязательности печати.

Если решение отказаться от пользования печатью исходит от партнеров, то поступающие от них документы придется принимать без привычного оттиска. Причем его отсутствие на первичных документах возможно и в том случае, когда в уставе компании прописано наличие печати. Прийти к консенсусу с партнерами можно, обговорив все тонкости документооборота в компаниях.

Если контрагент решит отказаться от применения печати, ему можно предложить дополнительно позаботиться об идентификации документации, например, с помощью нанесенных голограмм, представления партнерам образцов подписей и использования защищенной от подделки бумаги для бланков.

ПОДЫТОЖИМ:

Итак, как видите, вопрос о применении печати организацией во многом остается открытым. Да компании больше не обязаны использовать круглую печать, но есть ряд ситуаций, когда она может быть пока необходима. При этом, если компания решит не применять печать, лучше это отразить в уставе, а если оставит ее, то также написать об этом в уставе. Когда же все таки можно не применять печать на официальных документах, отчетах и т. п. стоит ждать разъяснений от законодателей.

См. также:
1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям