Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Обязательное досудебное обжалование отказа в регистрации
С августа 2014 г. заработала такая процедура, как обязательное досудебное обжалование отказа в регистрации юридических лиц и ИП, а также во внесении изменений. Поправки в действующий Закон № 129 о гос. регистрации юридических лиц и ИП ввел ФЗ № 241 от 21.07.14г. Таким образом, если, например, новая организация не согласна с отказом в регистрации, сразу обращаться в суд не нужно, а сначала нужно подать жалобу в регистрирующий орган. Данные изменения позволяют значительно упростить жизнь организациям как существующим, так и только создающимся, сократить их расходы на судебные споры, а также время. Как правильно обжаловать в досудебном порядке отказ ИФНС, а также не нарушить сроки, расскажем в этой статье.
В каких случаях можно обжаловать отказ в досудебном порядке
Так как досудебное обжалование сейчас является обязательным, необходимо точно знать, в каких случаях это можно сделать, чтобы не совершить лишних действий:
- при регистрации нового юрлица;
- при осуществлении реорганизации;
- при проведении ликвидации;
- при внесении изменений в учредительные документы;
- при регистрации ИП.
Кроме того существующий порядок взаимодействия компаний с ФНС России позволяет обжаловать в досудебном порядке и решения налоговых органов относительно проверок.
Какие плюсы дает досудебное обжалование для организаций и ИП:
- отсутствие судебных расходов (уплаты гос. пошлины и т. п.);
- простая форма подготовки жалобы;
- короткие сроки, когда рассматривается жалоба;
- быстрые сроки, в которые происходит исполнение по жалобе.
Куда подать жалобу
Подать жалобу на отказ в регистрации заявитель или его официальный представитель может в тот регистрирующий орган, в котором ему дали отказ в регистрации юрлица или ИП или во внесении изменений, или в ликвидации, или в реорганизации. При этом заявитель может подать жалобу и в вышестоящую ИФНС, однако в ту же самую будет быстрее. Так как территориальная налоговая должна в 3-дневный срок сама передать жалобу на рассмотрение в вышестоящий орган, а от компании для этого могут понадобиться дополнительные документы.
Подать жалобу можно на:
- решение о гос. регистрации – на это дается 3 мес. со дня, как лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своих прав;
- решение об отказе в гос. регистрации – на это дается 3 мес. с момента, как лицо получило решение об отказе.
Способы подачи жалобы
Жалобу в регистрирующий орган можно подать несколькими способами:
- лично;
- по почте;
- в электронном виде.
Направляя жалобу лично или по почте, она должна содержать подпись заявителя или же его законного представителя. Жалоба в виде электронного документа должна быть подписана квалифицированной электронной подписью. А подается она с помощью спец. сервиса «Обратиться в ФНС России» на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.
Как оформить жалобу
Жалоба подается в ИФНС в простой форме. Необходимо чтобы в ней содержалась следующая информация:
- ФИО (отчество при наличии), место жительства физ. лица (в т. ч. ИП) или название и адрес компании;
- информация о решении рег. органа, которое необходимо обжаловать;
- сведения о регистрирующем органе, которое выдало решение или отказ;
- основания того, почему лицо считает, что его права были нарушены;
- непосредственно требования, на которых настаивает заявитель.
Жалоба должна быть подписана заявителем или его официальным представителем (в этом случае также нужно подать документы, являющиеся основанием этого).
В каких случаях жалоба может быть оставлена без рассмотрения
Как и любой официальный документ, несмотря на то, что жалоба оформляется в простой форме, есть ряд ошибок из-за которых данный документ может быть оставлен рег. органом без рассмотрения:
- отсутствие подписи заявителя на жалобе или его представителя, а также документов, которые подтверждают его полномочия;
- срок подачи жалобы просрочен и не содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока (или же в этом уже отказано);
- лицо подало заявление об отзыве жалобы, которое поступило до принятия решения по жалобе;
- уже подавалась абсолютно аналогичная жалоба по тому же предмету и основанию;
- уже есть решение суда, которое вступило в силу по данной жалобе.
Сроки рассмотрения жалобы
Вынести решение по жалобе вышестоящий регистрирующий орган должен в течение 15 дней с моменты подачи документа. Однако по решению вышестоящего рег. органа срок рассмотрения может быть увеличен. При этом пока рассматривается жалоба заявитель может подать недостающие или дополнительные документы в рег. орган.
На свою жалобу юридическое или физическое лицо может получить два варианта ответа:
- отмена решения рег. органа;
- жалоба остается без рассмотрения.
Таким образом, если лицо не согласно с решением по своей жалобе, он может ее направить далее уже в суд.
Как узнать результаты рассмотрения жалобы
После того, как жалоба уже подана всегда интересует вопрос, какова у нее судьба. В настоящий момент узнать ход рассмотрения жалобы очень просто. Это можно сделать на сайте ФНС России с помощью спец. сервиса «Узнать о жалобе». Для этого надо зайти на данную страница и заполнить форму, по которой будет найдена ваша жалоба. Так необходимо заполнить такие сведения, как: наименование рег. органа, куда подавалась жалоба, ФИО или наименование компании, ИНН, дату подписания обращения и т. д.
Кроме того, если у вас есть вопросы по гос. регистрации юрлиц или ИП, то всегда можно обратиться и к другим сервисам портала: «Часто задаваемые вопросы» и «Решения по жалобам».