Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Налоговый мониторинг 2015 – новый вид взаимодействия с налоговыми органами

Проводимый в 2012 – 2013 годах экспериментальный проект, нацеленный на всемерное расширение взаимодействия налоговых органов и пяти крупнейших налогоплательщиков, позволил разработать и принять ФЗ № 348 от 04.11.2014г., рассматривающий соответствующие изменения Налогового кодекса. С 01.01.2015г. ФЗ № 348 о налоговом мониторинге вводит в законодательство новое для заинтересованных сторон понятие, а обновленные этим актом нормы Налогового кодекса будут применяться с начала 2016 года.

Суть налогового мониторинга

Смысл новшества в том, что налогоплательщику предоставляется возможность до момента сдачи налоговой декларации разрешить всевозможные спорные моменты, связанные с налогообложением. Эти же положения предусматривают и практически режим реального времени для налоговиков при их доступе к данным финансового и налогового учета, дабы оперативно проверить качество и полноту отражения ведущихся клиентом операций.

Налоговый мониторинг в организациях предназначен для контроля правильности начисления, своевременности и полноты уплаты конкретным налогоплательщиком всех обязательных для него сборов и налогов.

У налоговых органов здесь есть собственные помыслы. Мониторинг дает им возможность намного быстрее и качественнее контролировать соблюдение налогового законодательства, надзирать за правильностью исчисления вносимых налогоплательщиком в бюджет сборов и налогов и полнотой их своевременной уплаты.

Это повышает точность прогноза налоговых сборов, а также помогает оперативно выявлять проблемы, противоречия и пробелы в существующем налоговом законодательстве. Введение в практику налоговиков такого мониторинга способствует снижению общего уровня затрат, предусмотренных при ведении налоговых проверок. Такая мера поможет избежать массы судебных издержек за счет сокращения налоговых споров и повышения уровня законодательной культуры в сфере налогообложения среди крупнейших налогоплательщиков.

Для организаций, применяющих горизонтальный налоговый мониторинг, выгода введения нового института заключается в отсутствии выездных и камеральных проверок в период ведения мониторинга. Исключение составляет только досрочное прекращение такой процедуры по вине организации.

Основания для камеральной налоговой проверки

  • Предъявление налоговой декларации позже 1 июля, следующего за проведением мониторинга года.
  • Предъявление декларации по НДС или акцизам, где налогоплательщик заявляет о своем праве на возмещение налога или сбора и указывает сумму к возмещению.
  • Предъявление уточненного налогового расчета с меньшей суммой налога или увеличенной суммой убытка по сравнению с представленной ранее декларацией. Выездная налоговая проверка в рамках налогового мониторинга
  • Выездная проверка может быть проведена вышестоящим органом для осуществления контроля деятельности проводивших мониторинг специалистов.
  • Процедура назначается при неисполнении налогоплательщиком мотивированного мнения полученного от налоговиков после мониторинга.
  • Проверка проходит по представлению налогоплательщиком уточненной декларации за период, когда ведется налоговый мониторинг 2015, и была уменьшена первоначальная сумма налога.

Обращение с заявлением о ведении налогового мониторинга

Подобное заявление может быть принято, если за предшествующий календарный год организация может одновременно предъявить:

  • суммарный объем НДС, налогов на прибыль, акцизов и НДПИ, составляющий не меньше 300 млн руб., кроме налогов, связанных с перемещением тех или иных товаров через границы Таможенного союза;
  • общий объем зафиксированных в финансовой отчетности доходов равен или превышает 3 млрд руб.;
  • суммарную по данным финансовой отчетности стоимость активов не меньшую 3 млрд руб.

Заявление о проведении налогового мониторинга

Документ в утвержденной ФНС форме представляется не позже 1 июля года, предшествующего тому, на который намечен налоговый мониторинг и оперативный налоговый контроль.

Заявление может быть подано в орган по месту учета или нахождения компании как крупнейшего налогоплательщика. В комплект предоставляемых с заявлением документов входит:

  • регламент взаимодействия организации и налоговиков в информационной сфере;
  • данные о физических лицах и организациях, прямо или опосредованно участвующих в заявляющей о проведении мониторинга компании, доля участия при этом должна превышать 25%;
  • действующая в календарном году, когда подается заявление, учетная политика организации.

Решение налогового органа

В результате рассмотрения поданного заявления руководитель налогового органа или замещающее его лицо до 1 ноября текущего года назначает налоговый мониторинг или отказывает в его проведении. В любом случае такое решение в пятидневный срок с момента принятия перенаправляется в организацию.

Отказ же возможен в ситуации, когда организация:

  • предоставила не все перечисленные выше документы или не предъявила их вовсе;
  • не соблюла условия, позволяющие применять мониторинг налоговых доходов;
  • не может поддерживать установленный регламентом информационного взаимодействия порядок.

Проведение налогового мониторинга

  • Мониторинг осуществляется на основании решения налоговиков.
  • Налоговый мониторинг в организациях проводится в течение календарного года, следующего за тем, когда компанией в налоговый орган было предоставлено соответствующее заявление о налоговом мониторинге.
  • Проведение налоговой процедуры запускается 1 января и длится до 1 октября следующего за периодом ведения налогового мониторинга года.
  • Мониторинг ведется должностными лицами, уполномоченными согласно их служебным обязанностям и по местоположению надзорного органа.

Порядок истребования, а затем и представления документов

Пока ведется налоговый мониторинг, орган, ответственный за это, вправе затребовать у организации все документы и пояснения, связанные как с начислением налогов, так и со своевременностью и полнотой их внесения в бюджет.

Представление затребованных налоговиками документов или пояснений в этой ситуации полностью аналогично тому, как это, по тексту статьи 93 Налогового кодекса, происходит при налоговой проверке:

  • документы передаются лично, в электронном виде, посредством почты заказным письмом или представителем организации, а также другим способом, оговоренным в регламенте информационного взаимодействия;
  • если документы предоставляются на бумажных носителях, то копии заверяются организацией, заверять же у нотариуса такие данные не нужно;
  • документы представляются в десятидневный срок со дня принятия требования. Если выполнить это условие организация не в силах, ей в течение следующего за получением требования дня следует направить налоговикам письменное уведомление, указав причины и реальные сроки. Руководитель органа по налогам и сборам или замещающее его лицо на основании такого уведомления вправе в течение 2 дней продлить сроки, в которые организация может представить требуемую информацию. Но налоговые органы могут и отказать, поэтому в любом случае обязательно выносится особое решение;
  • налоговые органы не могут требовать документы, заверенные копии которых уже представлялись.

Досрочное прекращение мониторинга

Если налоговиками принято решение о досрочном прекращении налогового мониторинга, то компания должна быть в письменной форме проинформирована об этом. На вынесение решения отводится 10 дней с момента, когда выявлены соответствующие обстоятельства, но не позже 1 сентября следующего за периодом, когда проводится мониторинг года.

Налоговым законодательством к случаям, когда налоговый мониторинг в организациях может быть прекращен до срока, отнесено:

  • неисполнение со стороны организации порядка информационного взаимодействия, ставшее непреодолимым препятствием для хода мониторинга;
  • выявление налоговиками представления в ходе мониторинга недостоверной информации;
  • два или большее количество случаев, когда организация не представила требуемые документы или пояснения.

Мотивированное мнение

При выявлении факта, свидетельствующего о каком-либо нарушении, относящемся к начислению или выплате налогов и других видов сборов, налоговым органом должна быть выработана определенная позиция, называемая мотивированным мнением. О порядке его предоставления говорит статья 105.30 Налогового кодекса.

Когда налоговый мониторинг завершен, при выявлении нарушений в исчислении налогов мотивированное мнение формулируется по инициативе ответственного налогового органа. Если же существует неясность в относящихся к мониторингу вопросах, то соответствующий запрос может исходить от организации и содержать изложение собственного мнения по спорному вопросу.

  • При согласии организации с мнением налоговиков, она должна в течение месяца с получения мотивированного решения об этом уведомить вторую сторону и в то же время представить подтверждающие его выполнение документы.
  • Если же организация не может согласиться с мнением налоговиков, разногласия от нее должны поступить в течение месяца. А далее в трехдневный срок с момента получения документа налоговый орган вместе со всеми материалами отправляет данные, дабы инициировать в ФНС взаимосогласительную процедуру.

Когда налоговый мониторинг 2015 завершен, налоговый орган в двухмесячный срок должен направить в организацию уведомление о наличии неисполненных мотивированных мнений или отсутствии таковых. Налоговики могут направить мотивированное мнение по всем связанным с уплатой или исчислением налогов вопросов, кроме тех, что связаны с контролем цен, примененных организацией при сделках, рыночному уровню.

Сроки выработки и направления мотивированного мнения

  • Если мотивированное мнение вырабатывается по инициативе налоговиков, то это должно произойти не позже, чем за три месяца до срока, когда мониторинг налоговых льгот нужно завершить.
  • Запрос организацией может быть направлен не позже 1 июля следующего за временем проведения налогового мониторинга года.
  • Мотивированное мнение отправляется в месячный срок с момента получения такого запроса. Данный срок налоговиками может продлеваться на месячный срок, дабы истребовать у организации или иных лиц необходимую для выработки позиции информацию. О таком решении налоговые органы обязаны в письменном виде сообщить организации. Срок на такое уведомление ограничен тремя днями с момента принятия решения.
  • Со дня составления мнения налоговым органом до его отправки в организацию может пройти до пяти дней.
  • Если организация принимает позицию налоговиков, то в месячный срок с момента получения мотивированного мнения она отправляет уведомление о согласии.
  • При несогласии организации она и предоставлением ею разногласий мнение может быть составлено в месячный со дня получения разъяснений организации срок.

При выполнении мотивированного мнения не происходит начисления пеней на образовавшуюся у налогоплательщика сумму недоимки, возникшую при исполнении разъяснений от налоговых органов. В этом случае исключено и налоговое правонарушение. Текст обновленных статей 75 и 111 Кодекса закрепил эти нормы.

Взаимосогласительная процедура

Если организация не согласна с мотивированным мнением налоговиков по конкретному вопросу, в налоговый орган должно поступит уведомление об этом. Далее для выработки единой позиции инициируется взаимосогласительная процедура, проводимая руководителем ФНС или его заместителем. Процедура проводится в месячный срок с момента, когда получены разногласия и материалы от налоговых органов. При этом в ней обязательно участвует и тот орган, кем составлялось мотивированное мнение, и представитель направившей разногласия организации.

После совместного обсуждения мотивированное мнение может быть изменено или остаться прежним, но в обоих случаях организация в трехдневный с момента составления документа срок уведомляется налоговиками. В этой ситуации компании в месячный срок предстоит принять финальное решение.

Она может согласиться с доводами налоговых органов и уведомить их о выполнении полученных указаний, но возможно и несогласие. Уведомление налоговиков обязательно в любом случае, а невыполнение мотивированного мнения со стороны налогоплательщика становится основанием для выездной проверки.

Подытожим:

Процедура налогового мониторинга дает налоговым органам доступ к данным финансового и налогового учета. Взаимодействие проходит в режиме реального времени и соответствует регламенту такого информационного взаимодействия.

В итоге закон о налоговом мониторинге позволяет держать налогоплательщика в курсе существующих налоговых рисков и представлять ему всеобъемлющую информацию о начислении налогов. Здесь налоговые органы могут сократить количество как выездных, так и камеральных проверок организаций, с которыми существуют соответствующие соглашения.

Сегодня институт налогового мониторинга доступен лишь очень крупным организациям, но возможно, что со временем такой подход изменится.

См. также:
1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям