Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Методы конкуренции: как определяется недобросовестность
Для выхода на лидирующие позиции в своей рыночной нише некоторые предприниматели не брезгуют «грязными» методами конкурентной борьбы. Закон называет такую конкуренцию недобросовестной. В данной статье мы рассмотрим, в чем суть этого явления и о каких именно действиях идет речь.
Определение недобросовестной конкуренции и ее формы
Расшифровка термина «недобросовестная конкуренция» дается в Законе «О защите конкуренции», который гласит, что под этим понятием скрываются недобросовестные действия, которые с целью получить преимущества на рынке совершают экономические субъекты. В законодательстве предусмотрен прямой запрет на такие действия, а также их перечень.
По закону «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция может выражаться в таких формах.
- Получение сведений, которые отнесены к коммерческой тайне, противоправным путем либо их разглашение.
- Действия или бездействие, приводящие к смешению с деятельностью конкурирующего субъекта или с его продуктом (использование чужого товарного знака, коммерческого обозначения, фирменного наименования или сходных с ними, копирование внешнего вида товара конкурента, его упаковки, цветовой гаммы и т.д.).
- Незаконное использование другой интеллектуальной собственности конкурирующей компании.
- Нарушения, связанные с реализацией прав на средства индивидуализации.
- Некорректное сравнение нескольких субъектов хозяйствования либо товаров.
- Введение клиентов в заблуждение по поводу характеристик продукта, в частности, его качества, количества, потребительских свойств, производителя и страны происхождения.
- Дискредитация компаний-конкурентов, то есть распространение искаженной или ложной информации о них.
Этот перечень не является исчерпывающим, и в качестве форм недобросовестной конкуренции могут также выступать другие действия (бездействие), предусмотренные в специальных законодательных актах.
Действия, которые не считаются недобросовестной конкуренцией
Некоторые формы сомнительного поведения конкурентов не признаются недобросовестными и, соответственно, не караются по закону. Рассмотрим такие ситуации на примерах.
- Оценочные суждения. В соответствии с позицией Верховного суда при рассмотрении дел о распространении искаженной, неточной либо ложной информации, которая наносит деловой репутации конкурента вред, то есть в случае, когда выявляются действия, дискредитирующие другого хозяйствующего субъекта, следует различать две категории сведений. Недобросовестной конкуренцией считается распространение информации о фактах, которые могут быть проверены. Если же высказывается мнение (оценочное суждение), предметом судебного разбирательства оно не является. В качестве примера можно привести статью, в которой журналист критикует какой-то бизнес, приводя его недостатки. В этом случае речь идет о субъективном мнении, которое не проверяется на достоверность, не порочит достоинство и честь и не воспринимается, как вид недобросовестной конкуренции.
- Недостаточное сходство. Если происходит копирование чужого товарного знака, сходство определяется путем оценки этого средства индивидуализации в целом, а не отдельных его элементов. Поэтому суды не признают недобросовестной конкуренцией отдаленное сходство товарных знаков, при котором не происходит их смешения ни по произношению, ни по строению, ни по смыслу.
Таким образом, определение конкуренции как недобросовестной может быть связано с определенными трудностями, поскольку разницу между допустимыми действиями хозяйствующих субъектов по отношению к своим конкурентам и противоправными уловить довольно сложно. Однако за годы судебных разбирательств по вопросам конкуренции уже сложилась определенная практика.
Одним из ключевых признаков недобросовестной конкуренции является то, что совершаются неправомерные действия по отношению к хозяйствующим субъектам с целью получить преимущества перед ними, и следствием такого поведения являются убытки конкурента.
См. также: