Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Как стать частным предпринимателем: гид по регистрации ИП в 2019 году
Первое, что стоит упомянуть, приступая к рассказу о запуске небольшого бизнеса, это преимущество, которое получили начинающие предприниматели в 2019 году. Теперь стать ИП стало дешевле, чем в прошлом году, благодаря отмене при определенных условиях госпошлины за регистрацию частного предпринимателя.
О том, как именно происходит эта регистрация, можно узнать из нашей статьи. Мы расскажем, какие этапы необходимо пройти, чтобы встать на учет в качестве предпринимателя, и что изменилось в процедуре в новом году.
Чем отличаются правила регистрации ИП в 2019 году от прошлогодних?
С нового года произошло два существенных изменения, касающихся внесения в государственный реестр данных о хозяйствующем субъекте.
Повторная подача документов без пошлины
Если при обращении в налоговую инспекцию с целью зарегистрировать ИП будут выявлены ошибки в поданных документах или окажется, что собран не весь пакет необходимых бумаг, последует отказ в регистрации. Но по новым правилам при таких обстоятельствах после исправления или доукомплектования документов можно пройти регистрацию бесплатно. Предпринимателю предоставляется возможность не платить госпошлину повторно, но только один раз.
Бесплатная регистрация
С начала 2019 года действует льгота по оплате регистрации для тех, кто подает документы в налоговую службу не лично на приеме в инспекции, а одним из таких способов.
- Онлайн на официальном сайте ФНС (nalog.ru) или на сайте Госуслуг (gosuslugi.ru).
- Через приложение налоговой службы.
- В МФЦ.
- По почте.
Таким образом, с текущего года выгоднее не приходить непосредственно в налоговую инспекцию, а подавать документы удаленно. Это позволяет сэкономить на госпошлине, размер которой составляет 800 руб.
Пошаговый гид по регистрации частного предпринимателя
Чтобы встать на учет в качестве ИП и приступить к ведению бизнеса, необходимо пройти такие шаги.
- Выбрать способ регистрации – на приеме в налоговой, через МФЦ или онлайн.
- Определить виды хозяйственной деятельности и соответствующие им коды ОКВЭД.
- Собрать все необходимые документы и составить заявление.
- Обратиться в налоговую службу с заявлением и пакетом бумаг.
- Получить подтверждение регистрации.
Важное замечание – прежде чем приступать к описанным действиям, нужно определить, действительно ИП является оптимальной формой ведения выбранного вами бизнеса или лучше стать самозанятым. Это выгоднее с точки зрения налогообложения, поскольку платить приходится только 4-процентный налог и страховые взносы, причем последние по желанию. Но есть и недостаток – нельзя нанять работников.
Необходимо также заранее уточнить, разрешает ли закон заниматься определенным видом деятельности частным предпринимателям или они доступны только для компаний. ИП не могут, в частности, производить алкоголь или продавать его, работать в финансовой, телевизионной, космической и некоторых других сферах.
Приняв окончательное решение о том, что бизнес будет вестись именно в форме индивидуального предпринимателя, можно приступать к регистрации. Рассмотрим все вышеперечисленные этапы этой процедуры подробнее.
1 этап – Выбор способа подачи документов
Зарегистрироваться в качестве ИП можно лично, посетив местную налоговую инспекцию или МФЦ, а также удаленно. В последнем случае заявление и пакет необходимых документов подаются в электронном виде через сайт налоговой службы или Госуслуг, а также письмом по почте.
Отправляя заявку на регистрацию онлайн, следует заверить ее электронной подписью. Если же отправляется обычное письмо, необходимо удостоверить копии документов у нотариуса.
Принимая решение обратиться в регистрирующий орган лично, важно помнить, что при подаче заявления непосредственно налоговикам придется уплатить пошлину, а через МФЦ процедура проводится бесплатно. Но нужно перед обращением в такой центр уточнить, предоставляет ли он регистрационные услуги.
2 этап – Определение видов и кодов деятельности
В заявлении о постановке на учет в качестве предпринимателя нужно указать, какой деятельностью вы планируете заниматься, причем один из ее видов необходимо определить, как основной. По официальному классификатору к каждому из выбранных направлений бизнеса подбирается соответствующий код.
3 этап – Сбор комплекта необходимых документов и составление заявления
Для регистрации частного предпринимателя потребуются такие бумаги.
- Паспорт.
- ИНН.
- Квитанция, подтверждающая оплату пошлины. Подается только при обращении с заявлением непосредственно в налоговую инспекцию.
Перед подачей документов необходимо сделать копии паспорта и ИНН. После их сверки налоговики сразу возвращают оригиналы.
Заявление заполняется по специальной форме Р21001 одним из таких способов.
- Вручную.
- На сайте налоговой службе.
- На ПК в обычном текстовом редакторе.
- При помощи специальной программы.
Вариант, от которого стоит сразу отказаться, – заполнение заявления от руки. Из-за неразборчивого почерка, ошибки или помарки можно получить отказ в регистрации.
Оформляя заявление в Word или другом редакторе, необходимо учитывать требования налоговиков к его форме. Шрифт должен быть Courier New, все буквы обязательно заглавные, а размер – 18 пт. Важно не забыть поставить под заявлением свою подпись, поскольку ее отсутствие ведет к отказу в регистрации.
Самый простой способ заполнения – на портале ФНС, но в этом случае требуется электронная подпись.
4 этап – Подача заявления с приложенными документами
Для постановки частного предпринимателя на учет необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Если она отсутствует, можно подавать документы в ту инстанцию, которая расположена по месту вашего временного пребывания. Найти все необходимые реквизиты ИФНС можно на сайте ведомства.
Допускается подача документов на регистрацию частного предпринимателя через представителя. Для этого необходимо оформить на его имя доверенность и заверить ее у нотариуса. То же следует сделать и с документами. Кроме того, при заполнении заявления делается отметка о необходимости выдать документ, подтверждающий регистрацию, лицу, действующему по доверенности.
5 этап – Получение документа, подтверждающего регистрацию
Процедура внесения данных о частном предпринимателе в соответствующий госреестр проводится в течение 3 рабочих дней. При условии, что все поданные бумаги оформлены правильно, на электронную почту будет отправлен лист записи реестра ЕГРИП и документ, подтверждающий постановку на учет, в электронном виде.
Отказ в регистрации: возможные причины
Чаще всего желающим зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей налоговики отказывают в связи с неправильным заполнением заявления. Ошибка может быть допущена, например, в номере паспорта или месте его выдачи, и этого будет достаточно для негативного ответа на заявку. Поэтому следует внимательно заполнять форму, точно воспроизводя то, что написано в документах, и проверять написанное. Нередко случаются и отказы по заявлениям, заполненным вручную с помарками.
Еще одна широко распространенная причина, по которой можно получить отказ в регистрации, – подача неполного пакета необходимых бумаг или неправильное оформление какой-либо из них. В качестве примеров можно привести предъявление паспорта, у которого закончился срок действия, либо идентификационного номера на добрачную фамилию.
Среди других обстоятельств, которые зачастую становятся основаниями для неудовлетворения заявки на регистрацию ИП, можно выделить такие.
- Обращение с заявлением о постановке на учет до окончания срока запрета на занятие предпринимательской деятельностью, наложенного судом, например по делу о банкротстве.
- Ранее зарегистрированное на заявителя ИП не ликвидировано в установленном порядке (нарушена процедура снятия с учета).
- Неверно выбрана инстанция, уполномоченная на проведение регистрации. Обращаться можно не в любую налоговую инспекцию, а только по месту своей регистрации.
В качестве заключения ко всему вышеизложенному следует отметить, что в случае неудачи при постановке ИП на учет вернуть внесенную пошлину не удастся. Не возвращаются также поданные в копиях документы.
См. также: