Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Государство сделало бизнесу новогодние презенты
Из всех нововведений, которые начали действовать или могут появиться в 2020 году, особенно важны для бизнеса два: пересмотр уголовного законодательства и усиление налогового контроля для некоторых категорий компаний. Рассмотрим их подробнее и начнем с позитива.
Выведение из-под ответственности за создание преступных сообществ
Предприниматели нередко сталкиваются с неоднозначностью норм уголовного законодательства, регламентирующих заключение таких субъектов под стражу. По УК эта мера пресечения не должна примяться к обвиняемым или подозреваемым, если они совершили преступления в связи с осуществлением хозяйствующим субъектом (компанией или частным предпринимателем) экономической деятельности, в частности, предпринимательской. Но на практике это все-таки происходит, и следователя заключают бизнесменов под стражу, ссылаясь на статью 210 УК, предусматривающую ответственность за организацию преступных организаций (сообществ) или участие в них. Нормы этой статьи фактически применяются к руководству, учредителям и персоналу компаний, ведущих обычную коммерческую деятельность и не связанных с организованной преступностью. Таким образом следственным органам удается обойти запрет на заключение бизнесменов под стражу. Кроме того, при дополнительной квалификации по 210 статье УК срок лишения свободы может достичь 20 лет.
Но в 2020 году следователи с большой вероятностью утратят такую законодательную лазейку. По новому президентскому законопроекту от 25 декабря 2019 года предусмотрены поправки в Уголовный кодекс, суть которых в освобождении от ответственности по упомянутой статье персонала, руководства и учредителей компаний, а также их структурных подразделений только в виду наличия определенной организационно-штатной структуры и совершения преступления, связанного с осуществлением экономической, в том числе, предпринимательской, деятельности. Исключение составляют только случаи создания юрлиц специально для совершения особо тяжких или тяжких преступлений, как нескольких, так и одного.
В вышеупомянутом проекте содержатся и другие нововведения.
- К уголовной ответственности за нарушение норм законодательства, регламентирующих валютные правоотношения в сфере возврата и зачисления средств в крупных размерах, будут привлекаться только те лица, к которым уже применялось наказание за такое деяние, но как за административное правонарушение.
- Внесены изменения в части определения размера неоплаченных налогов, который считается крупным или особо крупным, в примечания к ряду статей УК.
- Недоимка не будет рассчитываться за три года подряд, и для платежей появятся минимальные значения – фиксированные суммы, благодаря чему они не смогут исчисляться в относительных величинах, то есть в процентах или долях.
- Учитывая положительные заключения Верховного суда и Правительства в отношении рассмотренного законопроекта, можно с большой уверенностью предполагать, что он будет реализован в виде закона.
Усиление контроля ФНС за бизнесом средних масштабов
19 декабря в Минюсте зарегистрирован приказ налоговой службы о введении усиленного контроля за деятельностью компаний, относящихся к категории среднего бизнеса. Речь идет об юрлицах, которые по итогам как минимум одного календарного года из трех прошедших достигли одного из таких показателей.
- Сумма налогов, взносов и сборов, уплаченных в федеральный бюджет, превысила 50 млн. руб., кроме возмещенных акцизов, НДС и тех сумм, которые внесены при транспортировке товаров через границу Таможенного союза.
- Активы компании на 31 декабря стоят более 50 млн. руб.
- Общая сумма доходов, которые получены или подлежат получению и отражены в Отчете о финансовых результатах, выше 2 млрд. руб.
- Среднее годовое количество работников более 25.
- Если юридическое лицо соответствует этим характеристикам, оно попадает в сформированный ФНС перечень. Все включенные в него организации ставятся на учет в уполномоченных органах налоговой службы. Это фактически означает, что они будут учитываться по аналогии с крупнейшими плательщиками налогов и сборов. Контролировать деятельность таких юрлиц предстоит межрайонным и межрегиональным налоговым инспекциям, а не только ИФНС по месту нахождения налогоплательщиков.
- Таким образом, в случае нарушения установленных налоговой службой критериев (процента вычета по налогу на добавленную стоимость, налоговой нагрузки и т.п.), при ликвидации или реорганизации компании, а также при изменении ее юридического адреса значительно повышается вероятность налоговой проверки. И «свой» налоговый инспектор в местной ИФНС уже не поможет избежать проблем при нарушениях по налогам и сборам.
- Следует отметить, что действие упомянутого приказа ФНС распространяется только на организации, и в отношении частных предпринимателей налоговый контроль не усиливается.
См. также: