Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Электронные трудовые книжки: что ждет работодателей в 2020 году
В будущем году произойдет переход на новый формат трудовых книжек, электронный. Это событие анонсируется как предоставление работникам возможности регулярно и в удобной форме получать данные о собственной рабочей биографии, а работодателям – усовершенствовать кадровый учет.
Рассмотрим, что собой представляет новый способ учета основных фактов трудовой деятельности, какие преимущества он дает и к чему стоит готовиться работодателям.
Нормативная база для нововведения
Недавно Госдума приняла в первом чтении 3 законопроекта, которые стали основной для отказа от бумажных книжек в пользу цифровых. В соответствии с ними пересматривается Трудовой кодекс в части внедрения электронной формы фиксации данных о работе. В КоАП вносятся поправки, касающиеся привлечения работодателя к ответственности за несвоевременное предоставление данных, их неполноту и несоответствие действительности. Пересматривается также закон, регулирующий вопросы персонифицированного учета.
Преимущества электронных книжек
- Сводятся к минимуму риски, связанные с ошибками, неточностями и недостоверностью данных о работе.
- Персонал получает информацию о своей работе оперативно и в удобной форме.
- Снижаются расходы на покупку книжек на бумажных носителях, их хранение и ведение.
- Расширяются возможности соискателей по устройству на работу дистанционно.
- Данные из электронных книжек смогут использоваться для предоставления госуслуг.
- Появляется возможность назначать пенсии без необходимости подавать документы в бумажном виде на основе лицевых счетов.
- Повышается сохранность сведений и уровень безопасности.
- Государственные органы и работодатели могут проводить более качественный анализ данных о трудовой деятельности.
Как будет действовать система?
Электронные книжки начнут формироваться уже в будущем году. Переход на такой формат фиксации данных о работе будет добровольным для всех работающих лиц. Обязательным он станет для тех, кто трудоустроится с 2021 года. Все, что касается их работы, будет фиксироваться только в электронной форме без бумажного эквивалента.
Всем остальным лицам предоставляется возможность до конца 2020 года обратиться к работодателю и заявить о своем желании сохранить книжку в бумажном виде. В таком случае документ будет вестись в двух вариантах одновременно. Если не подавать заявление, работнику выдадут трудовую книжку на руки, и данные обо всех изменениях в трудовой биографии с 2021 года начнут фиксироваться исключительно электронно.
Какие данные будут включаться в документ?
При переходе на цифровой формат трудовых книжек практически полностью сохранится объем информации, которая в них содержится. Из такого документа можно будет узнать следующее.
- Название организация, в которой работает владелец книжки.
- Периоды работы.
- Занимаемая должность (профессия, специальность).
- Квалификационный уровень (категория, класс, разряд).
- Даты назначения на должности, перевода на другую работу и прекращения трудовых отношений.
- Основания для увольнения.
Как работник сможет получить сведения?
Данные будут доступны в личном кабинете на сайте ПФР и на портале Госуслуг. Кроме того, их будут предоставлять на бумажном носителе при обращении с заявкой в одну из таких инстанций:
- местный орган ПФР;
- последний работодатель;
- Многофункциональный центр госуслуг.
Предоставленные данные работник сможет сохранить, отправить по электронной почте или распечатать.
К чему готовиться работодателям?
С начала будущего года работодателям нужно будет каждый месяц в обязательном порядке подавать в ПФР данные на своих работников. Именно они лягут в основу электронных книжек.
Передача информации будет осуществляться в том же порядке, который сегодня используется для обмена данными между ПФР и работодателями страны.
В связи с изменением порядка фиксации сведений о работе работодатели будут направлять письменные уведомления об этом своим работникам и одновременно сообщать им о возможности сохранения бумажного документа.
Если возникнет такая потребность, нужно будет пересмотреть локальные акты организации, регулирующие ее деятельность, и внести соответствующие коррективы.
С 2021 года при приеме на работу и увольнении у работодателя будет один рабочий день с даты издания распоряжении (приказа) об этом для извещения ПФ.
Как нужно будет действовать при сбоях?
По словам представителей ПФР, проблем в работе сервиса не возникнет, так как информационная система прошла аттестацию и полностью отвечает требованиям действующего законодательства. Вся информация надежно защищена, поэтому взломы системы и сбои в ее работе, которые могут привести к потере или искажению данных, практически исключены.
См. также: