Опрос
Как часто вы меняете место работы?
«Безопасная» реклама: как продвигать свой продукт, не нарушая закон
Пытаясь продемонстрировать свой товар или услугу в лучшем свете и привлечь как можно больше потенциальных клиентов, субъекты хозяйствования используют все возможные приемы и методы рекламы. Однако следует принимать во внимание, что применение некоторых маркетинговых инструментов связано с серьезными рисками. Их игнорирование может привести к возникновению вопросов со стороны налоговых органов и даже к судебным разбирательствам. Неосторожность в выборе формулировок, например, нечеткое описание правил акции или неудачная шутка, нередко провоцирует потребителей на обращение в компетентные органы для привлечения рекламодателя к ответственности. Во избежание подобных проблем мы рассмотрим, от каких рекламных приемов и идей необходимо отказаться, чтобы вместо привлечения новых клиентов компании не получила от рекламы дополнительные расходы, а также потерю нервов и времени на разбирательства.
Речь пойдет не столько о требованиях законодательства, ознакомление с которыми не составляет труда, сколько о тех правилах, которые продиктованы практикой. Позиция законодателя, в частности, перечень оснований для признания рекламы недостоверной или недобросовестной, а также ряд запретов и ограничений в этой сфере зафиксированы в законе «О рекламе», в частности, в статье 5. Однако, кроме положений этого нормативно-правового акта следует учитывать другие нормы законодательства, а также сложившуюся в сфере рекламы судебную практику. Итак, рассмотрим, чего нельзя допускать в рекламе и как избежать проблем с законом.
1 правило – Информация должна быть достоверной
В рекламе должны использоваться исключительно сведения, которые соответствуют действительности. Это касается, в частности, данных о статусе рекламодателя, а также о характеристиках его продукта. Обман может состоять в безосновательном упоминании компании как государственной, а также в указании недостоверных расценок на товар или услугу. При проверке рекламного утверждения, которое является предметом спора, налоговики могут даже проводить вычисления, например, в случае, когда клиентам обещают какой-либо процент прибыли.
Важно полностью раскрывать информацию о продукте и условиях акции. Иначе потенциальный клиент, ожидания которого будут обмануты рекламой, при обращении в суд с большой вероятностью получит решение в свою пользу. Нельзя, в частности, использовать такие фразы, как «и так далее». Когда рекламируется лекарство, следует проявлять особую осторожность при описании его эффективности, быстроты и продолжительности воздействия.
2 правило – Табу на изображение процесса курения
Законодательством наложен запрет именно на процесс курения. Поэтому при изображении какого-либо субъекта с сигаретой, сигарой, трубкой или другим курительным прибором, а также идущего дыма, велика вероятность возникновения проблем с законом.
3 правило – Избегать использования образа врача
Рекламу нельзя вкладывать в уста медицинского работника. Причем, даже при отсутствии упоминания о профессии наличие медицинского халата, фонендоскопа, другой врачебной атрибутики приводит суд к решению о том, что нарушается запрет на использование образа медицинского работника.
4 правило – Не вредить детской психике
Представлять потребителю товар или услугу для детей следует с особой осторожностью, чтобы использованное изображение или формулировка рекламы не пугали ребенка, не вызывали негативное отношение к учебе и не оказывали другого отрицательного влияния на психоэмоциональное состояние.
5 правило – Не выходить за рамки приличий
В рекламе недопустимы непристойные образы, а также оскорбления. Даже использовать некоторые произведения искусства, например, с изображенной на них обнаженной натурой, следует осторожно, поскольку представители налоговой службы могут прийти к выводу, что нарушен закон.
6 правило – Соблюдение авторского права
По гражданскому законодательству любой результат интеллектуальной собственности, в том числе, музыкальную композицию или изображение, можно использовать исключительно с согласия лица, которое обладает правами на это произведение. При этом суды, рассматривая дела о нарушении авторских прав, не учитывают художественную ценность объекта разбирательства.
7 правило – Никакой критики чужого продукта
Запрещено демонстрировать преимущества товара или услуги, сравнивая их с предложением какого-либо конкретного конкурента. Такого рода реклама считается недобросовестной. Нельзя дискредитировать чужой продукт, описывать его, как некачественный, а также негативно высказываться о конкурирующей компании.
См. также: